воскресенье, 4 сентября 2011 г.

ОБИТЕЛЬ БОГОВ

ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ...

Слава  им  не нужна  и  величие.
  Вот под Крыльями кончится Лёд,
  И  найдут  они   Счастие  Птичее,
  Как  Награду за  Дерзкий Полет...

В. Высоцкий

ПАМЯТИ АЛЬПИНИСТОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

Эверест, давно стал не только триумфом Альпинистского Мастерства, но и вершинной поломанных Судеб, а иногда трагической гибели даже Профессионалов...  Там они находятся и по сей день, как суровое напоминание всем  живущим о возможных последствиях чрезвычайно опасных  восхождений, в Обитель Богов. Вечная Память Вам, тем кто осмелился... и тем, кто ещё решится...

Историческая справка

Эверест — cамая высокая гора в мире, ее высота 8848 метров. Впервые покорен в 1953 году. С тех пор люди поднимались на эту гору 1200 раз. Около 200 попыток завершились смертями альпинистов. В этом году зафиксировано уже 10 погибших. Среди не вернувшихся — корейцы, непальцы, бразилец, англичанин...

Цель... на Эверест не подняться, а суметь выжить, когда ты должен умереть...

На видео снят умирающий англичанин Дэвид Шарп.
Опубликованы фамилии и национальности всех, кто прошел мимо Шарпа (42 человека). Главная новость — его, еще живого, сняли на камеру! Оказалось, что в группе альпинистов, которая шла на 10 часов позже команды Инглиса и поднималась к вершине уже на рассвете, находились телевизионщики, снимавшие для канала «Дискавери» документальный сериал «Эверест покоряется даже неопытным». Наткнувшись на Шарпа, они засняли умирающего и даже пытались говорить с ним. Диалог вышел коротким: «Кто ты?» — «Меня зовут Дэвид Шарп, я из группы Азиатский переход (Asian Trekking). Очень хочется спать». Ему дали кислород и… оставили одного...

Популярный интернетовский сайт ExploresWeb опубликовал обращение, в котором говорится: «В течение многих лет мы пытаемся разорвать молчание вокруг гибели многих альпинистов. Нам говорят, что не надо ворошить обстоятельства их cмертей, чтобы не причинять боли их родным. Но с каждым днем мы убеждаемся, что у этого молчания более прозаическая причина: oно покрывает отвратительное беззаконие, которое царит на Эвересте».
 На сегодняшний день на горе остаются 120 погибших, в том числе наш соотечественник — Игорь Плюшкин.

Не многие знают, что покорение вершин это смертельно опасно. И те, кто поднимаются, не всегда спускаются. В горах умирают и новички и опытные альпинисты.
 Совсем не многие знают, что умершие остаются там, где их застигла Судьба. Нам, людям цивилизации, интернета и города — по меньшей мере странно слышать, что тот же Эверест давно превратился в кладбище. Погибших множество...  и никто не спешит спускать их вниз.

«Да, в горах лежат сотни погибших...  замерзших от холода и истощения, сорвавшихся  в бездну». Валерий Кузин.

«Зачем вы идите на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори.

«Потому что он есть!»

Я отношусь к тем, кто считает, что Меллори первым покорил вершину и погиб уже на спуске. В 1924 году связка двое, Мэллори - Ирвинг начала штурм... Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.

Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Сагарматхе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы...
В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили Мэллори. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.

На видео прекрасно видно, что у альпиниста сломаны большая и малая берцовые кости. С такой травмой он уже не смог продолжать путь...

«Перевернули — глаза закрыты. Значит, умер не внезапно: когда разбиваются, у многих они остаются открытыми. Спускать не стали — там и захоронили.»

Ирвинга так и не нашли, хотя обвязка на теле Мэллори говорит о том, что пара была друг с другом до самого конца. Веревка была перерезана ножом и, возможно, Ирвинг мог передвигаться и оставив товарища, умер где-то ниже по склону.

В 1934 году к Эвересту пробрался, переодевшись тибетским монахом, англичанин Уилсон, который решил молитвами воспитать в себе силу воли, достаточную для восхождения на вершину. После безуспешных попыток достигнуть Северного седла, покинутый сопровождающими его шерпами, Уилсон умер от холода и истощения. Тело его, а также написанный им дневник были найдены экспедицией 1935 г.

Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара — Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано.

Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/1998 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она — нет.

На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис — она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.

На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные баллоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.

На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой...

Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня...

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.

Такого конца никто незаслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее." Йен Вудхолл.

Через год тело Сергея Арсеньева было найдено: «Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели — я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским (Jochen Hemmleb — историк экспедиции — С.К.) „неявно выраженным ребром“ в районе Мэллори примернона 27150 футах (8254 м). Я думаю, это — он.» Джейк Нортон, участник экспедиции 1999 года.

Но в том же году был случай, когда люди остались людьми. В украинской экспедиции парень провел почти там же, где американка, холодную ночь. Свои спустили его до базового лагеря, а далее помогали более 40 человек из других экспедиций. Легко отделался — четыре пальца удалили.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Мико Имаи.

«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров»

В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии — истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.

Крайне рекомендую прочитать статью участника экспедиции на Эверест из журнала GEO «Наедине со смертью». О величайшей катастрофе десятилетия на Горе. О том, как из-за кучи обстоятельств, погибло 8 человек, в том числе и двое командиров групп. Позже по книге автора был снят фильм «Смерть на Эвересте».

«Смерть на маршруте – это суровый пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными в горах... Но с каждым годом, желающих будет всё больше, и по статистике трагедии будут расти.  И то, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как "норма".» Александр Абрамов.

Трагедия, на пути к вершине:

Все       теперь      одному...
Только         кажется     мне -
 Это  я  не вернулся из  Боя...

Наши мёртвые нас не оставят в Беде,
 Наши     павшие,      как      Часовые...
 Отражается  Небо в Лесу, как в Воде,
 И        Деревья      стоят       голубые...

«Нельзя продолжать совершать восхождения, лавируя между трагедией, и делать вид, что это в порядке вещей». Александр Абрамов.

Наверное, все вышесказанное следует закончить каким-нибудь глубокомысленным выводом, но позвольте мне этого не делать. Лучше добавлю ссылки о спасении людей в горах:

Фото с сайтов Mountain.RU, out-door-life.com, seattletimes, AlpKlubSPb.ru, infosport.ru

Взято из раличных источников: с olesher.livejournal.com/ + Ирина ДЕМИНА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
Фото: Gopal Chitrakar/Reuters, Nasa.gov, Ross Setford/AP
Стихи: В.С. Высоцкого

Воля. Горы. Надежда. Страна  без   границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье    нам  не  выклюет глаз из глазниц,
Потому   что  не   водится    здесь   воронья.

Кто не верил в дурные пророчества,
  В   снег  не  лег  ни  на  ми отдохнуть,